Идея раннего развития становится все популярнее среди молодых родителей. Они штудируют книги Лупан и Никитиных, предлагают малышу кубики Зайцева и карточки Домана, пробуют применять методику Монтессори. Но нередко родители вскоре бросают такие занятия, жалуются, что та или иная методика у них «не пошла». И причина очень часто кроется в неправильной организации занятий. Мамы очень любят бросаться в крайности и выбирают крайность под стать своему характеру и личности.
Крайность первая: Заниматься строго по режиму и побольше. Этот перегиб очень популярен среди мам-отличниц по натуре, с повышенным чувством ответственности. Например, если система Домана требует ежедневно по полчаса демонстрировать ребенку карточки, такая мама аккуратно готовит пособия и дисциплинированно занимается с ребенком «как положено по программе». И очень расстраивается, если что-то идет не так, например, ребенок сбежал через 2 минуты после начала занятия. А вот найти свой интерес и радость в «развивалках» мама забывает. Не в силах долго держать такую высокую планку, наша героиня сдается и разочаровывается в себе: «Наверное, я недостаточно хорошая мама, раз у меня не получилось сделать все идеально». И такой негативный опыт надолго отбивает интерес к теме раннего развития.
Крайность вторая: заниматься «как придется». Она свойственна творческим натурам, которые вообще не очень любят всякие планы и расписания. Развивающие игры у такой мамы случаются спонтанно, когда у неё и ребёнка есть настроение. И играют они в то, во что захотелось в данный момент. Такая спонтанность в принципе возможна, если вы собаку съели в развивающих методиках и фонтанируете идеями. Но, чаще всего, такие стихийные порывы сложно превратить в полноценные развивающие занятия. Вы хотели сделать аппликацию с цыпленком, а желтой бумаги дома не оказалось. Пока искали в интернете описание игры и песенку, ребёнок уже устал, а настроение ушло. И польза для развития от таких бессистемных занятий значительно ниже.
Как же избежать подобных крайностей и организовать занятия правильно? Давайте разбираться. Начнём с того, что регулярность в занятиях важна. Она делает жизнь малыша понятной и предсказуемой для него. Он знает, когда на вас можно рассчитывать: прямо сейчас мама занята, а через час поиграет со мной! Мы в «Галке-Игралке» обычно рекомендуем мамам заниматься с малышами около 3 раз в неделю, этого вполне достаточно для развития. Хочется играть чаще — конечно, играйте! Но если вдруг вы неважно себя чувствуете или уезжаете на несколько дней, ничего страшного не произойдёт, если возникнет перерыв в играх.
И несколько слов о продолжительности занятий. Мамы часто ждут от ребёнка, что он станет играть по полчаса, ну или хотя бы минут 15. Только подобные ожидания не совсем соответствуют особенностям восприятия деток раннего возраста. Если малыш около 1 года способен сосредоточиться на игре в течение минуты — это уже хорошо. С возрастом и с опытом это время увеличится до 10 и более минут. Поэтому все наши игровые занятия короткие и рассчитаны обычно на 3-5 минут, за это время малыш не успеет утомиться. И согласитесь, даже самая занятая мама может выделить 5 минут 3 раза в неделю на веселую развивающуюся игру с малышом.
Как планировать? Набросайте для себя заранее список игр, в которые хотели бы поиграть на этой неделе. Распечатайте или просто сохраните в файл описания игр. Вы сможете перечитать их, как будет свободная минутка — во время дневного сна малыша, в дороге или на детской площадке.
Множество игр можно найти на специализированных сайтах, в соц.сетях и на форумах.В базе игр «Галки-Игралки» сделать это намного быстрее и проще, подобрать игру по интересной вам теме, направлению развития и возрасту малыша можно за пару минут. Занятие легко организовать почти без подготовки — есть описание игры по шагам, необходимый реквизит, тексты стихов и песенок, версия для печати. А для мам, которым сложно самостоятельно выстроить систему занятий в соответствии с возрастными особенностями ребенка, мы предлагаем готовые программы развития с примерным списком игр по неделям.
Готовясь заранее, вы настраиваете себя на игру и творчество и начинаете предвкушать намеченное. Ведь так приятно в бытовой суете вспомнить, что уже завтра вы будете рисовать!
Вот еще несколько рекомендаций, которые помогут мотивировать себя на регулярные занятия.
Не гонитесь за совершенством. Смысл развивающих игр и занятий с малышом не в том, чтобы выполнить все строго по учебнику. Главное, чтобы вы с малышом получали удовольствие от происходящего, воспринимали игры и творчество как источник радости, а не обязанность. Малыши не всегда хотят играть по нашему сценарию, поэтому будьте гибкими, учитесь импровизировать — это навык, который приходит с опытом. Посмотрите, например, как автор методики нашего сайта Ольга Николаевна Теплякова играет с внучкой Варей. И как ловко она выходит из ситуации, когда ребенок убегает посреди игры! Такие приемы можно подсмотреть и взять на заметку. И когда маме наконец-то удается расслабиться в игре и просто поймать удовольствие от процесса, ей самой хочется заниматься почаще.
Ищите свой интерес в игре. Многие мамы жалуются, что играть им скучно и неинтересно. Но ведь наверняка были моменты, когда вы хоть ненадолго забывали обо всем в игре с малышом, когда вам действительно нравилось проводить время вместе. Или хотя бы в детстве у вас наверняка были любимые игры? Вспомните тот позитивный опыт и попробуйте сейчас воспроизвести ситуацию, когда вы получали радость от игры. Заведите дома любимые игрушки, книги и пособия, которые Вам самой нравится разглядывать и с которыми приятно взаимодействовать. Игра получится сама собой.
Обеспечьте себе «волшебный пендель». Вы можете договориться со знакомой мамой о том, что будете собираться пару раз в неделю и играть большой компанией взрослых и ребятишек. Вместе отлынивать от занятий сложнее, и такие встречи станут дополнительным источником положительных эмоций посреди будней.
Еще более эффективный способ войти в ритм занятий — это онлайн-школа «Галки-Игралки». Ограниченный срок обучения здорово мотивирует не бояться действовать и заниматься интенсивно. Если вы настроены играть регулярно, очень полезен будет активный доступ, когда вы ведете игровой дневничок и получаете обратную связь от самой Ольги Николаевны Тепляковой — автора методики. В школе вместе с вами занимается около сотни мам-единомышленниц. Вы получаете очень мощную поддержку, и «эффект подружки» усиливается многократно. И конечно, в школе вы не просто начинаете заниматься регулярно, но и учитесь правильно строить развивающие игры с детками раннего возраста, что не менее важно для успеха занятий.
Помните, именно вы — самая лучшая мама и лучший партнер по играм для своего малыша, у вас все обязательно получится! Учитесь, развивайтесь и играйте вместе!
Римма Нуянзина, Полина Кондратюк