«А когда она начнет разговаривать? – первое, что спросил муж, забрав нас с малышкой из роддома. Действительно, когда ребенку приходит время произнести первые слова? Так много хочется обсудить…
Из чего же сделаны наши девчонки
Считается, что девочки начинают говорить раньше, чем мальчики. Это связано с особенностями развития центральной нервной системы и закладывается внутриутробно. Вербальный интеллект у прекрасной половины человечества развит лучше, чем у представителей сильного пола. Ученые предполагают, что это связано с предназначением женщины растить детей и, соответственно, необходимостью быстро словесно реагировать на поведение малыша, общаться с ним, отвечать на его бесконечные вопросы. Это не значит, что мальчики отстают от своих сверстниц по развитию. «Позже» - не значит «никогда» или «плохо». Но знать об этой особенности стоит, тем более что больше половины всех логопедических диагнозов приходится на мальчишек. Если у 2-летнего мальчугана не все в порядке с речевым развитием, нужно начинать регулярно заниматься уже в таком юном возрасте, чтобы избежать серьезных задержек речи в будущем.
Агу-Агу!
Звукоподражание и лепет – это полноценные слова, просто взрослые не всегда понимают, что хочет сказать их кроха. В логопедии словом считается такой звукокомплекс, который прочно закреплен за конкретным предметом, человеком или явлением. Например, слог «мо» у годовалого малыша может означать «мокро» или «молоко». Если он употребляется только в этом значении, то это - самое настоящее слово. Такие «полуслова», как «мяу», «гав», «ба-бах», «бо-бо» - первые и важные слова в жизни крохи, с которых начинается речь. Наша малышка уже в четыре месяца со всей определенностью называла папу «ГИ!».
На первый-второй рассчитайсь!
Порой приходится читать, что в каждом возрасте малыши должны говорить строго определенное количество слов. Но ведь человек – не компьютер. Не существует строгих норм по количеству слов в той или иной период его развития, как и нельзя с точностью до недели ожидать, когда малыш начнет ходить или собирать пирамидку.Ребёнок, прежде всего, – индивидуальность, нужно уважать особенности развития конкретного малыша.
В логопедии существует лишь приблизительное количество слов – тот минимум, на который мама может ориентироваться. Так, первые узнаваемые слова могут появляться до 1 года, а с года до 1 года 4 месяцев достаточно, чтобы малыш использовал в речи 3-4 слова. Многие мамы, услышав про завышенную планку по количеству слов (10-20 в 1 годик), пугаются, не учитывая, что словом является и лепет, относящийся к предмету или явлению.
Оценивая речь крохи, необходимо обращать внимание и на объем понимания обращенной речи, и на эмоциональность и любознательность малыша, и на речевую активность, которая может проявляться безостановочным лепетом, «мычанием», вокализациями. Оценивать речь ребенка только по количеству слов, которые он произносит, нельзя.
Чудеса в решете
На детской площадке или в очереди к врачу обязательно кто-нибудь из мам расскажет чудную историю о том, что один мальчик (девочка) молчал-молчал до трех лет, а потом сам заговорил целыми предложениями. Кто и когда первый это придумал - неизвестно, но вред от этого заблуждения огромный. Многие мамы, замечая, что с речью крохи не все в порядке, тянут с посещением специалистов год за годом, нанося развитию малыша непоправимый ущерб.
Существуют определенные законы развития, в том числе и речевого аппарата, которые гласят, что к двум годам у ребенка должна быть сформирована фразовая речь (то есть предложения из двух слов, пусть даже и лепетных). Если этого не произошло и к 2,5 годам, время бить тревогу и идти на прием к логопеду. Сомнительно, чтобы ребенок с сильной задержкой речевого (а, следовательно, и умственного) развития вдруг неожиданно начал догонять своих сверстников без специальной помощи. Для этого у малыша просто нет ресурсов, плюс «стаж» задержки уже большой. Отсутствие ресурсов подразумевает, что развитие нарушает свой ход не случайно, а под воздействием серьезных причин: например, родовой травмы, болезней на первом году жизни и т.д.
Предположим, что у такого малыша высокие компенсаторские возможности, и он неплохо преодолел эти неприятности: вовремя начал сидеть, ходить, интересоваться окружающим. Но ведь тогда и его речь так или иначе развивается, а значит было и гуление, и лепет, и первые слова. Про такого кроху никак нельзя сказать, что он «молчал» до 3 лет. Если же малыш действительно не издает или почти не издает речевых звуков, не делает попыток лепетать, у него нет звукоподражаний, то он, скорее всего, относится к категории глухих деток, либо к деткам с грубыми формами психоречевого недоразвития (аутизм, олигофрения и т.д.). Очевидно, что такой кроха сам заговорить не сможет. Каждому ребенку будет полезно побывать у логопеда в 2 года, а затем – еще через год. Если выявлена задержка речи, то чем раньше начать специальные занятия, тем эффективнее они будут.
Если случалась беда
Есть мнение, что родовая травма неизбежно ведет к нарушению развития речи. Однако это не всегда так, однозначно спрогнозировать развитие ребенка нельзя. Это связано с индивидуальными возможностями конкретного организма компенсировать родовые травмы. Очень может быть, что родовая травма никак не затронет будущее развитие малыша – такое случается довольно часто. Правда, проблемы могут появиться (а могут и нет) в более старшем возрасте. Дело в том, что при неврологических проблемах, возникших в результате тяжелых родов, обычно оказываются пораженными более тонкие структуры (бывают, конечно, и исключения). К 2 годам могут возникнуть трудности с формированием фразовой речи, к 5 годам логопед отметит нарушения звукопроизношения, связного пересказа, заучивания стихов, трудности в овладении письмом.
Компенсировать родовую травму помогут систематические занятия по развитию речи (с двух лет), общеукрепляющие процедуры, а в ряде случаев медикаментозное лечение. И тогда к школьному возрасту никаких проявлений родовых травм не останется.
Давайте делать просто тишину!
Удивительно, но факт: если слишком много говорить с малышом, можно и навредить! На первый взгляд, этот тезис расходится с общепринятыми представлениями о том, что с детками нужно постоянно и помногу разговаривать. Благодаря насыщенной речевой среде, развитие идет лучше. Однако все хорошо в меру. Бывает так, что мама «работает» в режиме радио – то есть не прекращает говорить ни на минуту. От такого потока речи она устает сама, но самое плохое – наносит вред малышу. Детки прилагают немало усилий, чтобы усвоить предложение, фразу, с помощью которых мы общаемся, даем им указания, учим чему-либо. Когда поток фраз бесконечен, ребенок привыкает к шумовой завесе и просто-напросто «отключается».
Нередко приходится слышать удрученные жалобы мам и бабушек (папы, как правило, реже разговаривают с детками и чаще - по делу): «Он как будто не слышит, что ему говорят». Малыш и вправду «слушает», но не «слышит», то есть не воспринимает потока речи. Для того чтобы этого не случилось, необходимо давать ребенку побыть в тишине, позаниматься своими делами, поучиться тому или иному навыку самостоятельно. Ведь, как правило, безостановочная речь заботливой мамочки сопровождается показом развивающих игр, а, следовательно, задания идут одно за другим.
Педагог С.Н. Никитин называл таких деток «заорганизованными», то есть, попросту замученными опекой и указаниями взрослых. В тишине человеку проще собраться с мыслями, прислушаться к себе, к своим желаниям, ощущениям. Полезно устраивать «минуты тишины» на природе - «Давайте помолчим. Что ты услышал?». А во время развивающих занятий говорите только самое необходимое: «Давай я тебе покажу, а потом ты попробуешь сам».
Автор: Ольга Бунина
поделиться
Из чего же сделаны наши девчонки
Считается, что девочки начинают говорить раньше, чем мальчики. Это связано с особенностями развития центральной нервной системы и закладывается внутриутробно. Вербальный интеллект у прекрасной половины человечества развит лучше, чем у представителей сильного пола. Ученые предполагают, что это связано с предназначением женщины растить детей и, соответственно, необходимостью быстро словесно реагировать на поведение малыша, общаться с ним, отвечать на его бесконечные вопросы. Это не значит, что мальчики отстают от своих сверстниц по развитию. «Позже» - не значит «никогда» или «плохо». Но знать об этой особенности стоит, тем более что больше половины всех логопедических диагнозов приходится на мальчишек. Если у 2-летнего мальчугана не все в порядке с речевым развитием, нужно начинать регулярно заниматься уже в таком юном возрасте, чтобы избежать серьезных задержек речи в будущем.
Агу-Агу!
Звукоподражание и лепет – это полноценные слова, просто взрослые не всегда понимают, что хочет сказать их кроха. В логопедии словом считается такой звукокомплекс, который прочно закреплен за конкретным предметом, человеком или явлением. Например, слог «мо» у годовалого малыша может означать «мокро» или «молоко». Если он употребляется только в этом значении, то это - самое настоящее слово. Такие «полуслова», как «мяу», «гав», «ба-бах», «бо-бо» - первые и важные слова в жизни крохи, с которых начинается речь. Наша малышка уже в четыре месяца со всей определенностью называла папу «ГИ!».
На первый-второй рассчитайсь!
Порой приходится читать, что в каждом возрасте малыши должны говорить строго определенное количество слов. Но ведь человек – не компьютер. Не существует строгих норм по количеству слов в той или иной период его развития, как и нельзя с точностью до недели ожидать, когда малыш начнет ходить или собирать пирамидку.Ребёнок, прежде всего, – индивидуальность, нужно уважать особенности развития конкретного малыша.
В логопедии существует лишь приблизительное количество слов – тот минимум, на который мама может ориентироваться. Так, первые узнаваемые слова могут появляться до 1 года, а с года до 1 года 4 месяцев достаточно, чтобы малыш использовал в речи 3-4 слова. Многие мамы, услышав про завышенную планку по количеству слов (10-20 в 1 годик), пугаются, не учитывая, что словом является и лепет, относящийся к предмету или явлению.
Оценивая речь крохи, необходимо обращать внимание и на объем понимания обращенной речи, и на эмоциональность и любознательность малыша, и на речевую активность, которая может проявляться безостановочным лепетом, «мычанием», вокализациями. Оценивать речь ребенка только по количеству слов, которые он произносит, нельзя.
Чудеса в решете
На детской площадке или в очереди к врачу обязательно кто-нибудь из мам расскажет чудную историю о том, что один мальчик (девочка) молчал-молчал до трех лет, а потом сам заговорил целыми предложениями. Кто и когда первый это придумал - неизвестно, но вред от этого заблуждения огромный. Многие мамы, замечая, что с речью крохи не все в порядке, тянут с посещением специалистов год за годом, нанося развитию малыша непоправимый ущерб.
Существуют определенные законы развития, в том числе и речевого аппарата, которые гласят, что к двум годам у ребенка должна быть сформирована фразовая речь (то есть предложения из двух слов, пусть даже и лепетных). Если этого не произошло и к 2,5 годам, время бить тревогу и идти на прием к логопеду. Сомнительно, чтобы ребенок с сильной задержкой речевого (а, следовательно, и умственного) развития вдруг неожиданно начал догонять своих сверстников без специальной помощи. Для этого у малыша просто нет ресурсов, плюс «стаж» задержки уже большой. Отсутствие ресурсов подразумевает, что развитие нарушает свой ход не случайно, а под воздействием серьезных причин: например, родовой травмы, болезней на первом году жизни и т.д.
Предположим, что у такого малыша высокие компенсаторские возможности, и он неплохо преодолел эти неприятности: вовремя начал сидеть, ходить, интересоваться окружающим. Но ведь тогда и его речь так или иначе развивается, а значит было и гуление, и лепет, и первые слова. Про такого кроху никак нельзя сказать, что он «молчал» до 3 лет. Если же малыш действительно не издает или почти не издает речевых звуков, не делает попыток лепетать, у него нет звукоподражаний, то он, скорее всего, относится к категории глухих деток, либо к деткам с грубыми формами психоречевого недоразвития (аутизм, олигофрения и т.д.). Очевидно, что такой кроха сам заговорить не сможет. Каждому ребенку будет полезно побывать у логопеда в 2 года, а затем – еще через год. Если выявлена задержка речи, то чем раньше начать специальные занятия, тем эффективнее они будут.
Если случалась беда
Есть мнение, что родовая травма неизбежно ведет к нарушению развития речи. Однако это не всегда так, однозначно спрогнозировать развитие ребенка нельзя. Это связано с индивидуальными возможностями конкретного организма компенсировать родовые травмы. Очень может быть, что родовая травма никак не затронет будущее развитие малыша – такое случается довольно часто. Правда, проблемы могут появиться (а могут и нет) в более старшем возрасте. Дело в том, что при неврологических проблемах, возникших в результате тяжелых родов, обычно оказываются пораженными более тонкие структуры (бывают, конечно, и исключения). К 2 годам могут возникнуть трудности с формированием фразовой речи, к 5 годам логопед отметит нарушения звукопроизношения, связного пересказа, заучивания стихов, трудности в овладении письмом.
Компенсировать родовую травму помогут систематические занятия по развитию речи (с двух лет), общеукрепляющие процедуры, а в ряде случаев медикаментозное лечение. И тогда к школьному возрасту никаких проявлений родовых травм не останется.
Давайте делать просто тишину!
Удивительно, но факт: если слишком много говорить с малышом, можно и навредить! На первый взгляд, этот тезис расходится с общепринятыми представлениями о том, что с детками нужно постоянно и помногу разговаривать. Благодаря насыщенной речевой среде, развитие идет лучше. Однако все хорошо в меру. Бывает так, что мама «работает» в режиме радио – то есть не прекращает говорить ни на минуту. От такого потока речи она устает сама, но самое плохое – наносит вред малышу. Детки прилагают немало усилий, чтобы усвоить предложение, фразу, с помощью которых мы общаемся, даем им указания, учим чему-либо. Когда поток фраз бесконечен, ребенок привыкает к шумовой завесе и просто-напросто «отключается».
Нередко приходится слышать удрученные жалобы мам и бабушек (папы, как правило, реже разговаривают с детками и чаще - по делу): «Он как будто не слышит, что ему говорят». Малыш и вправду «слушает», но не «слышит», то есть не воспринимает потока речи. Для того чтобы этого не случилось, необходимо давать ребенку побыть в тишине, позаниматься своими делами, поучиться тому или иному навыку самостоятельно. Ведь, как правило, безостановочная речь заботливой мамочки сопровождается показом развивающих игр, а, следовательно, задания идут одно за другим.
Педагог С.Н. Никитин называл таких деток «заорганизованными», то есть, попросту замученными опекой и указаниями взрослых. В тишине человеку проще собраться с мыслями, прислушаться к себе, к своим желаниям, ощущениям. Полезно устраивать «минуты тишины» на природе - «Давайте помолчим. Что ты услышал?». А во время развивающих занятий говорите только самое необходимое: «Давай я тебе покажу, а потом ты попробуешь сам».
Автор: Ольга Бунина
поделиться