Я никогда не умела играть с детьми. Мне это не нравилось, и всё тут. Скучно, что делать не знаешь, выходит всё как-то натужно… Вот всякие бесюшки-обнимашки-целовашки – это да, кто ж это не любит?!
А вот то, про что знает всякая продвинутая мама (психолог уж точно!) – что ребёнок должен играть, что игра развивает ребёнка, укрепляет его психику и т.д. и т.п. Вот эти все знания, которые умножают печали, и с которыми абсолютно не знаешь, что делать. И….устраиваешь развивающее занятие. Потом ещё одно. И демонстрируешь всем результаты – умения/знания/навыки ребёнка. Или прячешься в планшет. Или ставишь мультик. Читаешь книжку (ребёнку). Или идёшь гулять, а там площадки, горки, дети…
Мне кажется, кстати, я не одна такая. По крайней мере, на прогулке я много мам вижу, которые присутствуют в качестве телохранителей. Да и жаловались мне многие на отсутствие талантов в этой области. Оно и понятно, мы же все такие умные, с образованиями и карьерами, планами и теориями. Куда уж с такой «огромной» головой играть, да ещё и с ребёнком?!
В принципе, если малыш один, так можно этот вопрос замылить совсем, пока он не отпадёт за ненадобностью. У меня, как вы знаете, такой возможности не сложилось. К тому же, белые пятна в моих способностях не дают мне спать спокойно.
Поэтому я ещё с 3-го курса психологического факультета озаботилась этим вопросом. Купила книжку по игровой терапии (представляете, с помощью игры можно оказывать психологическую помощь ребёнку!), прочла её от корки до корки и выяснила, что… играть с ребёнком просто необходимо, да. Очень, очень нужно играть с ребёнком.
И если вы нормальный родитель, то играть с ребёнком просто обязаны. И не во всякие там настолки или игры по правилам, а именно в произвольную игру. То есть, в спонтанную.
Честно говоря, я эту книгу даже два раза прочла. И к научному руководителю потом сходила, с тем же результатом: «Да ладно, Ань, у теб я же сын! Ты же с ним играешь?! Не знаешь, как играть? Ну, пойди вон книжку почитай!».
Не буду вас мучить своими многолетними поисками правды. Я, конечно, научилась играть с детьми и находить с ними общий язык. Теперь мне есть, чем поделиться. А если вы поделитесь в ответ, будет просто волшебно.
Несколько простых идей для игр с ребёнком
Первый способ, я уверена, знаком всем. Это игры по сценарию. Придумывается черновой сценарий, который служит платформой для будущей игры. Например, «поход в магазин» или «автозаправка», или «семья в кафе», или «мы идем в гости» и т.д. Любой из вас за 5 минут накидает десяток таких идей. Их потом можно обыграть. Есть некоторые возрастные игры.
Например, известно, что дошколята обожают играть «в домик». Младшие школьники – в «поход», «в пиратов» и т.д.
Все знают, что у малыша должна быть любимая игрушка – так называемый «переходный объект», на который ребёнок «переносит» свои чувства к маме, если её нет рядом. Не все знают, что игрушку эту выбираем именно мы. И мы же потом играем с ней так, как будто она – ещё один малыш. Предложите игрушке попить чаю. Обнимите, покачайте её. Уложите спать. Почитайте ей книжку, посмотрите с ней мультфильм (при полном участии ребёнка, конечно же). Полечите её заодно с заболевшим малышом. Вот увидите, такие игры имеют совершенно волшебный эффект!
Очень легко играть с куклой Би-Ба-Бо (кукла-перчатка). Она совершенно завораживающе действует практически на всех детей. Если вы войдёте во вкус, там и до домашнего театра недалеко. :)
Отлично помогает научиться играть с ребёнком – понаблюдать какое-то время за людьми, которые с удовольствием это делают. Спонтанность заразительна. :)
Если детей много, или предстоит праздник, или просто не хватает идей, можно обратиться к книгам К. Фопеля. Я его просто обожаю. У него множество интересных игр для детей разного возраста. Есть даже тренинги для подростков. Последние издания, которое я купила, были очень удачными – игры были напечатаны на отдельных карточках. Это очень удобно.
Ну, и напоследок хотела вам рассказать о своём самом «вкусном» открытии – писательнице Вайолетт Оклендер. Её книги «Окна в мир ребёнка» и «Скрытые сокровища» стали бестселлерами среди детских психологов. Они очень легко читаются, и проникнуты такой любовью, уважением и принятием детей, что невольно начинаешь смотреть на мир её глазами.
Кстати, в последней книге как раз даны алгоритмы по психотерапевтическим играм с ребёнком. Я очень советую всем прочитать обе книги, там столько интересных, тонких, трепетных наблюдений и рекомендаций, что они сами по себе – сокровища.
Я хотела привести пример хотя бы одного алгоритма из книги Вайолетт, но поняла, что их невозможно вырвать из контекста. Поэтому я поделюсь с вами теми рекомендациями, которые она даёт в конце книги родителям. Надеюсь, они окажутся вам полезны.
Сессия гнева. Это один из самых успешных приёмов. Проводите сессию гнева регулярно перед сном. Ребёнок должен рассказать вам всё, что ему не понравилось и что его взволновало за день. Не надо ничего обсуждать, просто слушайте…
Дайте ребёнку на некоторое время почувствовать свою власть. Каждый день проводите 15-20 минут (или столько, сколько позволяет ваш график) со своим ребёнком. Дайте этому времени специальное название, например, «Время Сары». В эти минуты ребёнок должен получить в свои руки абсолютную власть над вами, может потребовать, чтобы вы легли на пол, порисовали, покатали машинки. Такие моменты не сравнимы с обычным совместным времяпрепровождением. Это время, когда вы передаёте ребёнку полный контроль над ситуацией. Если малыш выходит за пределы дозволенного, вы можете выйти из роли, дать ему совет, но потом снова вернуться к игре…
Не задавайте слишком много вопросов. Вопросы приводят детей в замешательство, так как они боятся неправильно ответить. Гораздо эффективнее высказывать утверждения…
поделиться
А вот то, про что знает всякая продвинутая мама (психолог уж точно!) – что ребёнок должен играть, что игра развивает ребёнка, укрепляет его психику и т.д. и т.п. Вот эти все знания, которые умножают печали, и с которыми абсолютно не знаешь, что делать. И….устраиваешь развивающее занятие. Потом ещё одно. И демонстрируешь всем результаты – умения/знания/навыки ребёнка. Или прячешься в планшет. Или ставишь мультик. Читаешь книжку (ребёнку). Или идёшь гулять, а там площадки, горки, дети…
Мне кажется, кстати, я не одна такая. По крайней мере, на прогулке я много мам вижу, которые присутствуют в качестве телохранителей. Да и жаловались мне многие на отсутствие талантов в этой области. Оно и понятно, мы же все такие умные, с образованиями и карьерами, планами и теориями. Куда уж с такой «огромной» головой играть, да ещё и с ребёнком?!
В принципе, если малыш один, так можно этот вопрос замылить совсем, пока он не отпадёт за ненадобностью. У меня, как вы знаете, такой возможности не сложилось. К тому же, белые пятна в моих способностях не дают мне спать спокойно.
Поэтому я ещё с 3-го курса психологического факультета озаботилась этим вопросом. Купила книжку по игровой терапии (представляете, с помощью игры можно оказывать психологическую помощь ребёнку!), прочла её от корки до корки и выяснила, что… играть с ребёнком просто необходимо, да. Очень, очень нужно играть с ребёнком.
И если вы нормальный родитель, то играть с ребёнком просто обязаны. И не во всякие там настолки или игры по правилам, а именно в произвольную игру. То есть, в спонтанную.
Честно говоря, я эту книгу даже два раза прочла. И к научному руководителю потом сходила, с тем же результатом: «Да ладно, Ань, у теб я же сын! Ты же с ним играешь?! Не знаешь, как играть? Ну, пойди вон книжку почитай!».
Не буду вас мучить своими многолетними поисками правды. Я, конечно, научилась играть с детьми и находить с ними общий язык. Теперь мне есть, чем поделиться. А если вы поделитесь в ответ, будет просто волшебно.
Несколько простых идей для игр с ребёнком
Первый способ, я уверена, знаком всем. Это игры по сценарию. Придумывается черновой сценарий, который служит платформой для будущей игры. Например, «поход в магазин» или «автозаправка», или «семья в кафе», или «мы идем в гости» и т.д. Любой из вас за 5 минут накидает десяток таких идей. Их потом можно обыграть. Есть некоторые возрастные игры.
Например, известно, что дошколята обожают играть «в домик». Младшие школьники – в «поход», «в пиратов» и т.д.
Все знают, что у малыша должна быть любимая игрушка – так называемый «переходный объект», на который ребёнок «переносит» свои чувства к маме, если её нет рядом. Не все знают, что игрушку эту выбираем именно мы. И мы же потом играем с ней так, как будто она – ещё один малыш. Предложите игрушке попить чаю. Обнимите, покачайте её. Уложите спать. Почитайте ей книжку, посмотрите с ней мультфильм (при полном участии ребёнка, конечно же). Полечите её заодно с заболевшим малышом. Вот увидите, такие игры имеют совершенно волшебный эффект!
Очень легко играть с куклой Би-Ба-Бо (кукла-перчатка). Она совершенно завораживающе действует практически на всех детей. Если вы войдёте во вкус, там и до домашнего театра недалеко. :)
Отлично помогает научиться играть с ребёнком – понаблюдать какое-то время за людьми, которые с удовольствием это делают. Спонтанность заразительна. :)
Если детей много, или предстоит праздник, или просто не хватает идей, можно обратиться к книгам К. Фопеля. Я его просто обожаю. У него множество интересных игр для детей разного возраста. Есть даже тренинги для подростков. Последние издания, которое я купила, были очень удачными – игры были напечатаны на отдельных карточках. Это очень удобно.
Ну, и напоследок хотела вам рассказать о своём самом «вкусном» открытии – писательнице Вайолетт Оклендер. Её книги «Окна в мир ребёнка» и «Скрытые сокровища» стали бестселлерами среди детских психологов. Они очень легко читаются, и проникнуты такой любовью, уважением и принятием детей, что невольно начинаешь смотреть на мир её глазами.
Кстати, в последней книге как раз даны алгоритмы по психотерапевтическим играм с ребёнком. Я очень советую всем прочитать обе книги, там столько интересных, тонких, трепетных наблюдений и рекомендаций, что они сами по себе – сокровища.
Я хотела привести пример хотя бы одного алгоритма из книги Вайолетт, но поняла, что их невозможно вырвать из контекста. Поэтому я поделюсь с вами теми рекомендациями, которые она даёт в конце книги родителям. Надеюсь, они окажутся вам полезны.
Сессия гнева. Это один из самых успешных приёмов. Проводите сессию гнева регулярно перед сном. Ребёнок должен рассказать вам всё, что ему не понравилось и что его взволновало за день. Не надо ничего обсуждать, просто слушайте…
Дайте ребёнку на некоторое время почувствовать свою власть. Каждый день проводите 15-20 минут (или столько, сколько позволяет ваш график) со своим ребёнком. Дайте этому времени специальное название, например, «Время Сары». В эти минуты ребёнок должен получить в свои руки абсолютную власть над вами, может потребовать, чтобы вы легли на пол, порисовали, покатали машинки. Такие моменты не сравнимы с обычным совместным времяпрепровождением. Это время, когда вы передаёте ребёнку полный контроль над ситуацией. Если малыш выходит за пределы дозволенного, вы можете выйти из роли, дать ему совет, но потом снова вернуться к игре…
Не задавайте слишком много вопросов. Вопросы приводят детей в замешательство, так как они боятся неправильно ответить. Гораздо эффективнее высказывать утверждения…
поделиться